Профессия ветеринарного врача стремительно развивается под влиянием роста числа домашних животных и ответственного отношения к ним и развития зообизнеса как высокотехнологичной отрасли. Эти изменения отражаются на структуре ветеринарной практики.
Ветеринарные врачи отдают предпочтение работе с животными-компаньонами.
С 2018 по 2023 год доля ветеринарных специалистов, специализирующихся на домашних животных, выросла с 67% до 71%, в то время как доля ветеринаров, занимающихся лечением сельскохозяйственных животных, снизилась: крупного рогатого скота (с 26% до 23%), мелкого рогатого скота (с 21% до 18%) и свиней (с 14% до 13%). Американская ветеринарная медицинская ассоциация (AVMA) отметила, что в 2021 году только 1% ветеринаров работал исключительно с сельскохозяйственными животными, в то время как 72% занимались исключительно животными-компаньонами.
Ещё одна тенденция - корпоратизация на рынке ветеринарных услуг для домашних животных.
На рисунке показан процент ветеринарных врачей, работающий в корпорациях в странах Европы. Больше всего корпорации в ветеринарной сфере представлены в Англии, где в них работают 44% всех ветеринарных специалистов. Интересно, чтобы сказал об этом James Herriot?
С ростом числа домашних животных и повышением требований к уходу за ними интерес крупных компаний к рынку услуг по уходу за домашними животными вырос. В то время как корпоратизация на рынке ветеринарных услуг неуклонно росла в течение нескольких десятилетий на англосаксонском рынке, в последнее десятилетие она выросла в геометрической прогрессии на материковой части Европы. Корпоративные структуры в ветеринарном секторе варьируются от семейных или публичных компаний до крупных международных инвестиционных групп, в основном финансируемых частными инвесторами. Долгосрочные стратегии для корпоративных компаний, особенно тех, которые управляются частными инвесторами, включают реинвестирование, ориентированное на рост, получение дохода в виде дивидендов, диверсификацию портфеля, консолидацию рынка и возможный выход из бизнеса посредством слияний, поглощений или публичных предложений. Многие из этих корпораций не только работают на рынке ветеринарных услуг, но и объединяют портфельные компании, которые работают на смежных рынках, в том числе, но не ограничиваясь этим, компании, производящие ветеринарные препараты (например, EQT, Dechra pharmaceuticals), компании по производству кормов для домашних животных (например, Mars Inc, Purina, Royal Canin и Whiskas), ветеринарные лаборатории (например, Biobest), сети магазинов, продающих корма и материалы для домашних животных (например, EQT, PetsAtHome).
Молодые ветеринарные специалисты (особенно, миллениалы), которые всё чаще занимают руководящие должности часто считают корпоративную модель более привлекательной, чем традиционную модель независимой практики. Им спокойнее работать в корпорации, где предлагают структурированные карьерные пути, возможности для специализации и рабочую среду, которая позволяет недавно окончившим учёбу ветеринарам избежать финансовых, профессиональных и личных рисков, связанных с ведением собственного бизнеса. Они не хотят и часто не могут (по морально-волевым качествам) открыть свое дело.
Согласно выводам правительственного исследования, проведённого в Нидерландах в конце 2022 года, повсеместное приобретение клиник коммерческими инвесторами приводит к росту цен на ветеринарные услуги. Несколько авторов и газетных статей на Глобальном Севере пришли к такому же выводу.
Нет известных специальных исследований о влиянии корпоратизации на благополучие животных. При этом разумно предположить, что с одной стороны, корпоративная практика может обеспечить инвестиции в ветеринарных специалистов и в современное оборудование, что позволяет проводить лечение животных с использованием новых технологий. С другой стороны есть опасения (и зачастую обоснованные) по поводу "чрезмерного лечения", т.е. необоснованного завышения лечения для обеспечения установленных руководством финансовых показателей. В результате владельцы, осознавая возросшие расходы, связанные с ветеринарным обслуживанием, могут реже обращаться за ветеринарной помощью, что снижает вероятность ранней диагностики и негативно сказывается на здоровье и благополучии животных.
Ветеринарные врачи в корпоративных клиниках могут чаще сталкиваться с ограничениями в принятии клинических и операционных решений из-за внутренних финансовых требований/политики корпорации. В Европе вопросы защиты профессиональной независимости ветеринарных врачей крайне актуальны и должны быть защищены законом. Необходимо обеспечить самостоятельность врача в выборе методов и средств диагностики, вариантов лечения и вмешательств, уходе за пациентами и направлении к специалистам. Усиление конкурентного давления на независимые клиники и вызывает споры о его влиянии корпораций на клиентов, пациентов, ценообразование, практикующих ветеринаров и профессию в целом. Крайне важно, чтобы основной долг ветеринаров — забота о здоровье и благополучии животных — не подвергался сомнению из-за финансовых вопросов. Европейский кодекс поведения ветеринаров FVE содержит чёткие этические рекомендации, в которых подчёркивается, что ветеринары должны «предоставлять высококачественные услуги на благо здоровья животных, их благополучия, здоровья населения и окружающей среды». В нём также подчёркивается обязанность действовать независимо, беспристрастно и честно, обеспечивая принятие клинических решений на основе профессиональных суждений.
Часть проблем актуальна и для России. А главный вопрос всегда один - как соотнести заботу о здоровье животного и получение прибыли? Интересно есть ли у кого-нибудь ответ?
Здоровья и успехов всем!
Комментарии
Отправить комментарий