Современное ветеринарное образование в России.
Современное ветеринарное образование в России (как и многие отрасли) стоит на пороге перемен, и главную задачу можно сформулировать как преодоление разрыва между классической академической базой и требованиями современной ветеринарной практики.
Решение этой задачи возможно комплексно, с реализацией следующих этапов и мероприятий.
Сегодня образование в области ветеринарии характеризуется соотношением теории и практики как 70% на 30%, а где-то и 80% на 20%. Задача состоит в том, чтобы сформировать это соотношение как 50% на 50%. Практика под руководством опытных специалистов должна стать неотъемлемой и значимой частью образовательного и воспитательного процесса в подготовке врача ветеринарной медицины.
Традиционно российское (советское) образование давало сильную теоретическую подготовку. Критически важно,продолжая повышать уровень теоретической подготовки студентов, совместить зту часть обучения с большим объемом практических занятий, лабораторных работ, производственных практик.
Необходим ранний клинический "вход" - студенты должны начинать работать с животными (под руководством и контролем наставников) не на 4-5 курсе, а уже с 3(2) курса ВУЗа.
Отработка практических (мануальных) навыков должна проходить на трупах животных, симуляторах, моделях и на живых пациентах, при участии в реальных манипуляциях (забор крови, инъекции, клинический осмотр, операции).
Работа с современным оборудованием - умение пользоваться УЗИ, цифровым рентгеном, биохимическими анализаторами должно быть таким же естественным, как и использование фонендоскопа.
Развитие клинического мышления и аналитических способностей.
Это важнее, чем заучивание протоколов лечения. Современный ветеринарный врач должен иметь ряд свойств и способностей.
Способность и умение анализировать информацию - сбор анамнестических данных, интерпретация результатов анализов и данных визуальной диагностики. На их основе уметь выстраивать дифференциальный диагноз.
Принимать решения в условиях неопределенности. Не всегда есть возможность сделать МРТ или дорогой анализ. Нужно уметь действовать, опираясь на логику и базовые принципы.
Работать с доказательной ветеринарией (Evidence-Based Veterinary Medicine - EBVM). Основа лечения — не личный опыт преподавателя или старая научная статья, а актуальные исследования и современные руководства по лечению.
Коммуникация и мягкие навыки (Soft Skills)
Это, возможно, самый большой пробел в текущей системе подготовки. Успех врача на 50% зависит от его умения общаться и поддерживать.
Общение с владельцем животного. Эмпатия, объяснение сложных вещей простым языком, работа с возражениями, управление ожиданиями, поддержка в сложных ситуациях (тяжелая болезнь, эвтаназия).
Командная работа в составе ветеринарного коллектива. Ветеринария — это работа в команде (главный врач, врач, ассистент, администратор). Нужно учиться эффективно взаимодействовать в стрессовых ситуациях.
Юридические и этические аспекты. Крайне важно знать основы ветеринарного законодательства, уметь правильно вести документацию, руководствоваться в повседневной деятельности принципами деонтологии, реализовывать на практике этичные подходы в лечении.
Узкая специализация и непрерывное образование (LifeLong Learning).
Объем знаний в ветеринарии огромен. Невозможно быть одинаково хорошим терапевтом, хирургом, дерматологом и кардиологом. Поэтому разумно реализовать следующее.
Возможность выбора специализации. На старших курсах нужно давать студентам возможность углубленно изучать интересующие их направления с учетом применения их на практике.
Привитие культуры непрерывного обучения. Ветеринария развивается стремительно. Выпускник должен понимать, что диплом — это только начало, и нужно постоянно посещать конференции, вебинары, курсы и саморазвиваться.
Акцент на благополучие животных - критически важное направление в подготовке ветеринарного врача.
Знания по этике и благополучию животных реализуются через курсы по поведению животных, стресс-фри handling (бесстрессовое обращение), принципы гуманного отношения к животным.
Понимание роли ветеринарного врача в социуме - подготовка к работе с продуктивными животными и руководителями сельхозпредприятий, с домашними питомцами и их владельцами, а также с приютами, бездомными животными и взаимодействию с зоозащитниками на профессиональной основе.
Главный вызов в современной подготовке ветеринарного специалиста -
изменить саму философию образования, где модель "преподаватель должен научить" должна изменится до модели "студент активно познает теорию и практические навыки, чтобы стать высококвалифицированным специалистом".
Это требует значительных (а может и колоссальных) усилий:
Со стороны ВУЗов - необходимо обновление материальной базы, привлечение авторитетных практикующих преподавателей, внедрение новых образовательных стандартов, дополнительных курсов и программ обучения (деонтология, ветеринарный менеджмент, КТ и МРТ, эндоскопия, IT - технологии в ветеринарии).
Со стороны преподавателей - готовность меняться, осваивать новые технологии, признавать, что практика иногда опережает теорию из учебников.
Со стороны студентов - понимание того, что важно научиться думать (или научиться учиться), а их успех зависит от собственной активности и желания учиться с первого курса.
Таким образом, главное в обучении сегодня - формирование специалиста, обладающего глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками, способного к критическому мышлению, непрерывному обучению и эффективному взаимодействию, а не просто обладателя диплома с набором устаревающих знаний.
Комментарии
Отправить комментарий